История присадок тесно соприкасается с историей развития и распространения самого топлива.
Менее чем за 20 лет бензин превратился из жидкости «Лигроин», продаваемой в аптеках, в стратегический товар, отсутствие запасов которого послужило одной из причин поражения Четвертного Союза в Первой Мировой войне. В начале 20 века автозаправочных станций в привычном для нас виде еще не существовало. Владельцы автомобилей покупали топливо на торговых предприятиях и сами обеспечивали его хранение. В случае необходимости бензин можно было купить в аптеках, поскольку он применялся и как антисептическое средство. Кстати, первой «заправочной станцией» в мире стала именно аптека в городе Вислох (Германия). Там жена Карла Бенца наполнила бак машины, на которой она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцхайм в 1888 году.
Первая половина 20 века в истории автомобилестроения характеризуется началом промышленного производства машин во многих странах мира. Во многом это заслуга Генри Форда, который поставил сборку автомобилей на конвейер. С развитием автомобильной промышленности повышались и требования к качеству топлива.
Первая присадка была разработана почти 90 лет назад. Это был Эксталин (М-метиланин), который с 1919 года добавляли в авиационное топливо для повышения его октанового числа. В 1929 компания GM начала использовать тетраэтилсвинец в качестве антидетонационной присадки.
Особенно много работали над присадками во Вторую Мировую Войну в Германии, так как большинство танков в вермахте были оснащены карбюраторными двигателями, а отсутствие месторождений качественной нефти приводило к крайне низкому качеству бензина. В настоящее время ужесточение требований к эксплуатационным и экологическим характеристикам горючего уже не позволяет производителям дизельного топлива и бензина обходиться без специальных композиций присадок. Присадки начали применяться практически с самого начала крупнотоннажного производства топлив. Впоследствии совершенствование техники и ужесточение экологических норм стимулировало работы по созданию новых поколений присадок.
Большинство крупных НПЗ в России были построены в 40-70-е гг. 20 века. Их технический уровень существенно отстает от уровня индустриально развитых стран. За последние 20 лет глубина переработки нефти значительно не изменилась, сначала снизившись с 67 до 63%, а затем увеличившись до 71-72%.
Требования к качеству топлива, евростандарты и технические регламенты с течением времени становятся всё более строгими. Например, скорое введение Евро 5 повысит требования к дизельному топливу, цетановое число которого должно будет стать не меньше 51 единицы. Добиться этого можно путем глубокой и затратной модернизации или с помощью использования топливных присадок.
На конференции «Топливные присадки 2012» представители таких крупных компаний, как ТНК-BP Лукойл, а также специалисты ВНИИ НП, говорили о том, что роль присадок очень важна для развития нефтехимической промышленности. Ведь качественные топливные присадки необходимы для создания современного топлива.
|